вівторок, 15 грудня 2015 р.

В идеале

   В формировании и характерологической стабилизации мотивов, в пе­реходе их на уровень ценностей «я» важная функция принадлежит «внутреннему пути действия» или «способу жизнен­ного действия». Расширенно его можно определить как установившуюся в сходных жизненных ситуациях связь иерархически организованных целей жизненного действия с когнитивной моделью действия, с интеллектуальными, инструментальными, предметными и социальными средствами действия, с оценками личностью своих операциональных возможностей, с промежуточными и конечными результатами действия, с объективной и субъективной эффективностью действия, с рациональной и интуитивной регуляцией действия. В идеале, элементы и их связи в составе способа действия должны быть рефлексивно представлены личности. Тогда, зная детальные различия разных способов, она всегда сможет сделать гибкий жизненный выбор: что делать и как действовать.
   Использование определенного способа приводит к зрелому осмысленному действию при следующих условиях: первое, если личность пытает­ся согласовать образ и концепцию действия с исходными в данной жиз­ненной ситуации мотивом и смыслом; второе, если личность интуитивно и рефлексивно выбирает наилучший из доступных способов и ставит реалистич­ную цель; третье, если личность движима силой креативности, исходящей из опыта творчества; четвер­тое, если она поддерживает в себе установку на само­стоятельность, активность и инициативу; пятое, если личность в своем намерении действовать «верна себе»; шестое, если применение избранного способа может привести к продуктивному результату, который бу­дет социально одобрен.
   Такой подход личности к определению способа жизненного действия означает, что она осознанно, самостоятельно и избирательно включается в деятельность или поступление, что сама личность со своей субъективной позицией является «элементом» собственной активности и ее намеченного способа. Зрелые смыслы, мотивы и я - ценности присущи, как правило, личности, искусной в способах жизненных действий. Становление характера в виде системы обобщенных, устойчивых, побудительных смыс­лов сопряжено с развитием способнос­тей к самостоятельной, деятельной, продуктивной жизни. Мотив, смысл и характер формируют смыс­ловой план жизненных отношений и действий; способ и способности образуют и развивают их операциональный план.
   Мера реализации способностей в продуктах деятель­ности и конструктивных влияниях на других определяет изменения в смыс­ловом мире личности. В частности, когда личность до­стигает результата, который существенно выше или ни­же исходного смысла действия, и это происходит в зависимости от уровня развития ее способностей и определенного социального контекста, она бывает вынуждена произвести смысловую переакцентировку. В одном случае она начинает искать более зрелый смысл даль­нейшей жизнедеятельности, в другом - углубляет исходный смысл, в третьем - снижает смысловой уровень действий.

Старовойтенко Е. Б.

Немає коментарів:

Дописати коментар