В
формировании и характерологической
стабилизации мотивов, в переходе их
на уровень ценностей «я» важная функция
принадлежит «внутреннему пути действия»
или «способу жизненного действия».
Расширенно его можно определить как
установившуюся в сходных жизненных
ситуациях связь иерархически организованных
целей жизненного действия с когнитивной
моделью действия, с интеллектуальными,
инструментальными, предметными и
социальными средствами действия, с
оценками личностью своих операциональных
возможностей, с промежуточными и
конечными результатами действия, с
объективной и субъективной эффективностью
действия, с рациональной и интуитивной
регуляцией действия. В идеале, элементы
и их связи в составе способа действия
должны быть рефлексивно представлены
личности. Тогда, зная детальные различия
разных способов, она всегда сможет
сделать гибкий жизненный выбор: что
делать и как действовать.
Использование
определенного способа приводит к зрелому
осмысленному действию при следующих
условиях: первое, если личность пытается
согласовать образ и концепцию действия
с исходными в данной жизненной
ситуации мотивом и смыслом; второе, если
личность интуитивно и рефлексивно
выбирает наилучший из доступных способов
и ставит реалистичную цель; третье,
если личность движима силой креативности,
исходящей из опыта творчества; четвертое,
если она поддерживает в себе установку
на самостоятельность, активность и
инициативу; пятое, если личность в своем
намерении действовать «верна себе»;
шестое, если применение избранного
способа может привести к продуктивному
результату, который будет социально
одобрен.
Такой подход личности
к определению способа жизненного
действия означает, что она осознанно,
самостоятельно и избирательно включается
в деятельность или поступление, что
сама личность со своей субъективной
позицией является «элементом» собственной
активности и ее намеченного способа.
Зрелые смыслы, мотивы и я - ценности
присущи, как правило, личности, искусной
в способах жизненных действий. Становление
характера в виде системы обобщенных,
устойчивых, побудительных смыслов
сопряжено с развитием способностей
к самостоятельной, деятельной, продуктивной
жизни. Мотив, смысл и характер формируют
смысловой план жизненных отношений
и действий; способ и способности образуют
и развивают их операциональный план.
Мера реализации
способностей в продуктах деятельности
и конструктивных влияниях на других
определяет изменения в смысловом
мире личности. В частности, когда личность
достигает результата, который
существенно выше или ниже исходного
смысла действия, и это происходит в
зависимости от уровня развития ее
способностей и определенного социального
контекста, она бывает вынуждена произвести
смысловую переакцентировку. В одном
случае она начинает искать более зрелый
смысл дальнейшей жизнедеятельности,
в другом - углубляет исходный смысл, в
третьем - снижает смысловой уровень
действий.
Старовойтенко Е. Б.
Немає коментарів:
Дописати коментар